Камни моей земли

Включение камней в человеческую культуру определяется вообще началом человеческой истории, получившим название каменный век. Приспособление камня к жизни человека происходило в различных направлениях: из камня строили жилища, создавали орудия, отмечали путь, места поклонения богам и др. Из неолитических орудий, созданных из камня, на территории Ленобласти находят скребки, рубила и более поздние топоры. Ближайшие к Волосовскому району неолитические стоянки расположены на реке Нарва, относятся к Нарвской неолитической культуре, существовавшей 3-5 тыс.лет назад. Культура характеризуется небольшим количеством изделий из кремния и камня, использованием в изделиях сланца.

Современный культурный ландшафт Волосовского района сохранил примеры каменных сооружений. Н.К Рерих упоминает о загадочных курганах на берегу реки Хмеленки, при раскопках которых обнаруживался слой камней, песка, деревянных плах, а затем начинал бить ключ и раскопки приходилось прекращать. Не менее загадочными являются так называемые каменные кучи (другие названия: кэрны, обо, туры, гурии), которые у нас встречаются различных размеров: от 80 см  до 5 метров  в диаметре.



1.  Куча камней близ урочища Дубки



2. Ряд камней с запада Худанскинского болота

3.Камни использовались для оформления погребальных комплексов- жальничьих могил. На фото - ограда жальника

Дошли до нашего времени и многочисленные примеры хозяйственного использования камня в различных постройках .

4. Задняя стена хозяйственного двора дер. Коноховицы5. Здание бывш. кафе дер Терпилицы

Высокое практическое значение камня отразилось в его почитании, придании ему особых свойств. Из русских сказок известен бел горюч Алатырь-камень, являющийся подобно греческому Омфалу, символом центра (пупа) земли. В Библии камень, названный «Вефиль» определяется Домом Бога и местом поклонения, а имя одного из апостолов «Петр» переводится как камень.

Культовое значение камней в христианской культуре проистекает из их значения в предшествующих культурах. В частности, относительно води - коренного населения Волосовского района из Грамоты 1534 года новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину, в Чудь, в Ижору, в Карельский и другие уезды об искоренении языческих обрядовизвестно, что они, как и многие язычники, « …молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью…».

Однако, полностью искоренить народные верования не удалось и в ряде случаев христианская культура вобрала в себя эти представления. Это отразилось в предании ранее почитаемым местам имен христианских святых, либо наоборот – в связывании этих мест с темными силами. В Волосовском районе существуют многочисленные примеры почитаемых камней, что связывается с физическими характеристиками (цвет, форма, наличие углублений, отверстий, знаков и надписей), пространственным положением или постановкой камня (вблизи определенного места, стоящий вертикально), практикой его использования. В зависимости от этих характеристик камни подразделяются на группы, при этом в некоторых камнях могут соединяться признаки двух или нескольких групп. Выделяются следующие группы почитаемых камней:

  1. В названии которых указывается на цвет, форму или иной внешний признак камня (белый камень, камень-медведь, лысый камень и др.), который может быть и неочевиден.

  2. По наличию в камне углублений (седельный камень, следовик, чашечник, перстовик, луночный) и рукотворных меток (кресты, буквы, другие знаки).

  3. По приписываемому назначению (молельный, прощальный, поминальный, связанные с определенными праздниками).

Одним из наиболее известных «освященных» камней в Волосовском районе является камень следовик в дер. Ильеши на месте легендарного явления нерукотворной чудотворной иконы святой мученицы Параскевы Пятницы. По преданию на месте явления Параскевы остался камень-следовик с отпечатком её ноги (рис.6), который, однако, был взорван в 60-хгодах 20 века, а его назначение выполняет ныне другой камень (рис.7).



6. Камень-следовик в дер. Ильеши фото 1929 года (фотография из книги Н.М.Маторина Женское божество в православном культе. Пятница-Богородица. Очерк по сравнительной мифологии,1931)

7. Камень, почитаемый в настоящее время на месте явления иконы (фотография из архива В.Мизина)



8. Из камней, которые навлекли на себя гнев церкви, в Волосовском районе находится так называемый «Бесов камень», имеющий и более позднее название «Велесов камень». Фотография из архива В.Мизина

9. Существуют в районе камни, не носящие какой-либо религиозной нагрузки в названии (Иван-камень), либо безымянные.

Большой камень вблизи дер. Добряницы (фотография из архива В. Мизина)


Достаточно многочисленной в районе выступает группа «функциональных» камней, с которыми связаны проведение тех или иных обрядов, в первую очередь похоронных. Так в 2013 г. по информации, представленной жителем дер. Ухоры В.А. Ананьевым, был обнаружен «Прощальный» или «Лысый» камень, ранее используемый для постановки гроба и прощании с усопшими жителями деревни. На фото - прощальный камень вблизи дер. Ухора.


На сегодняшний день список выявленных камней Волосовского р-на выглядит следующим образом:
  1. Бесов (Велесов) камень.

  2. Иван камень.

  3. Камень «у кузницы Трифона» (дер. Вязок)

  4. Курголовский камень.

  5. Марфин камень.

  6. Поминальный камень (дер. Беседа)

  7. Следовик «след Богородицы» (дер.Каложицы)

  8. Чашечник (дер. Беседа).

  9. Большой камень (дер. Добряницы)

  10. Прощальный (лысый) камень (дер. Ухора).

  11. Следовик (дер. Ильеши).

  12. Камень на шведском кладбище.

  13. Чашечник на месте разрушенной церкви рядом с источником.

Камни Волосовской земли отразили прошедшую историю как своего места, так и страны в целом, а при определенном взгляде могут рассказать еще больше. Однако ряд камней так и не найдены и еще жду своих исследователей, как например «Вороний камень», упоминаемый в «Википедии» следовик у Большой Вруды, следвик на Пятой горе, камень с углублением близ Калитино, каменная куча на горе Курган.

Все те, кто по роду занятий, душевным побуждениям или случайно исследует просторы нашего района – не проходите мимо того, на чем задержался глаз, сфотографируйте или напишите о необычных камнях и связанных сними поверьях, легендах, историях в адрес редакции или на почту globing@mail.ru. Каменная мозаика Волосовского района еще не сложилась, каждый может поучаствовать в этой увлекательной игре.

Алексей Селифонов




© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс